Масару Ибука «После трех уже поздно» — краткие тезисы. Часть первая

Готовился к рождению дочки основательно, очень хотел стать «правильным» папой. И нашел книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно». Категорически рекомендую прочитать ее всем родителям – настоящим и будущим. А пока предлагаю познакомиться с тезисами книги, которые я выписал для себя два с половиной года назад. И которые воплотил в жизнь.

после трех уже поздно

    • Окружите ребенка красивой музыкой, человеческой речью и светом, пусть чаще общается с окружающими.Мы не любители музыку слушать, а на даче у дедушки играло радио «Дача». Поэтому это условие не выполнялось. Хотя красивые колыбельные жена ставила… А вот темноты мы не допускали и разговаривали с малышкой постоянно.

 

    • Впечатления детства формируют образ мышления. Удалите из его жизни страшилки, темноту, одиночество!Никогда не бросали чадо, всегда рядом кто-то да был. Темнотой не пугали, страшилки не рассказывали. Хотя был такой случай: я читал крохе сказку про Трех поросят, и когда стал озвучивать Волка, дочка испугалась (читал не первый раз, эпизод воспринимался нормально). С тех пор я перестал эмоционально говорить «как Волк».

 

    • Разместите в комнате вещи, за которыми ему было бы интересно наблюдать.Над кроваткой мы подвесили мобиль с приличной музыкой, на обоях были цветные пятна, а над диваном висел зеркальный «дискотечный» шар. Наблюдать было за чем.

 

    • Пересчитывайте с ребенком все, что он вам приносит. Или считайте то, что видите.Мы с дочей каждый день по несколько раз считали пальчики на руках – вдруг за ночь или в течение дня кто-то из них пропал? И всегда стараемся посчитать героев или предметы на рисунках. Это упражнение у нас в списке ежедневных дел.

 

    • Если нет слуха – не пойте малышу.Нет. Не пою. А вот мама малютке пела иногда добрые колыбельные, у нее это хорошо получалось.

 

    • Как можно больше времени будьте рядом с ребенком, как можно больше разговаривайте с ним.Не оставляем ребенка одного. И не молчим, болтаем обо всем: Вон птичка за окном полетела, Вот папа заварку наливает, сейчас добавит кипяток, Ай-яй-яй, злой мальчик сломал в мультике девочкин домик и т.п

 

  • Не сюсюкайте, говорите с деткой, как со взрослым.О, это фишка всех родственников всех детей: почему-то взрослые считают, что шепелявя и сюсюкая они радуют малыша и говорят на одном с ним языке. Никогда не сюсюкал, жена тоже, и окружающих тоже просили говорить с дочкой «по-взрослому».
До трех лет закладываются основы ума, лидерства, лучше запоминаются образы, картинки, цифры.
    • Не бросайте малыша, ребенок не должен быть предоставлен сам себе. И не нужно оправдывать свою лень лозунгами типа «а как же свобода во имя воспитания Личности?»Всегда кто-то из нас был рядом с малышкой. Всегда организовывали ее игры, направляя в нужное русло энергию.

 

    • Читайте только добрые сказки, не включайте в присутствии ребенка агрессивные и заунывные песни.Не даю малышу страшные и «тупые» книжки. Очень часто я не читаю книгу, а рассказываю что-то по картинкам из нее.

 

    • Не встревайте в ссоры детей. Конфликт – это хорошо. В меру, конечно: таким образом малыши общаются и познают мир, определяют свое место в нем. Ссоры – это уроки выживания в коллективе, и взрослая логика в детском мире не работает: пусть и подерутся, и поругаются. Но, повторюсь, в пределах разумного.Не встреваю. Хотя малышка и не особо конфликтует с детками. Но было пару раз, что пытались обидеть ее, что она кого-то «прессовала». Ждал осмысления действий – и прекращал эксперимент.

 

    • Играйтесь и занимайтесь с ребенком под что-то ритмичное, ему это нравится и так лучше запоминается (речь про музыку).Здесь у нас пробел, поскольку я сам не люблю что-то делать под музыку, отвлекает.

 

    • Помните, что у детей интересное – это правильное, неинтересное – нет.Разрешаю дочке похулиганить, но если очень уж разойдется, пресекаю баловство без крика и ругани.

 

    • Повторяйте – это лучший способ стимулировать интерес ребенка.Гну выбранную мною линию, и день за днем повторяю: пойдем почитаем, после сна нужно умываться, надо зубки чистить и т.д.

 

    • Не «убивайте» детское воображение и фантазии – позвольте малышке развивать творческие способности.Всегда поддерживаю Настеньку в ее фантазиях: давай позвоним коту Кузе, давай вызовем спасателей пожарного Сэма, давай пожарим маме котлетки на игрушечной сковороде и т.д.

 

    • Разнообразьте еду своего чада. Добавляйте больше разных специй, пусть познает вкусы. Помните, что неправильное питание – плохие привычки на всю жизнь.Никаких «дошираков» и другой «вредной» еды. Кроме того, не разрешаю кушать вне кухни, исключение составляют фрукты. И со специями экспериментируем, жена понемногу кладет в еду разные штуки.

 

    • Включайте ребенку новые телепередачи, они позволяют учиться правильно говорить. Если малыш привыкнет только к одному мультику или только к «Спокойной ночи, малыши», он не будет развиваться – нет разных голосов, нет искр эмоций, нет других звуков и словарный запас не расширяется.Включаю. И сам рассказываю сказки разными голосами.

 

    • Слушайте красивую музыку. И малыша приучайте к этому.Музыку не слушаем особо, только радио играет в машине и на даче. Но грубые песни и всякие «панкушные» песни не включаем при доче.

 

  • Заучивайте стихи, это тренирует память. Автор рекомендует учить хайку Иссы. Тренируйтесь, пока ребенок получает удовольствие в учении.Учим потихоньку стишки Агнии Барто. Я говорю, дочь повторяет. Уже есть успехи, но наизусть, конечно, не читает.
Если забыл строчку, нужно начать читать стих сначала. И так раз за разом, не ленитесь!
    • Окружайте детей лучшим, что у вас есть. Пусть листает каталоги, слушает музыку, смотрит книги и фильмы.
      Смотрим с дочкой красивые книжки. Каталогов нет, фильмы пока не хочет смотреть, только мультики.Даю смотреть только те, где либо смысл и обучающее зерно есть, либо которые красиво нарисованы.

 

    • Чаще хвалите ребенка, ведь успех в одном деле рождает уверенность в другом.Всегда хвалю доченьку даже за мелкие успехи и победы, за послушание и прочие правильные действия.

 

    • Дайте солнышку карандаши как можно раньше. Пусть оно рвет бумагу, рисует и разбрасывает игрушки – так оно растет творчески. Не останавливайте малыша, если что-то из предметов очень жаль – спрячьте. И не ругайте за изрисованные обои.Карандаши дал давно, позволяю рвать бумагу и не ругаю за бардак в игрушках.

 

    • Дайте малышу ватман, пусть ползает и рисует. Стандартный лист для рисования – стандартный человек.Ватман пока не дал, но у дедушка и мама принесли листы А2 и А3. Этого хватает, чтобы доча рисовала и на полу, и на столе, и на папиных коленях. Скоро начну склеивать эти листы, как раз и получится ватман. Если жаль денег на большие листки (денег стоит!!!), дате малышу газету :).

 

    • Позволяйте ребенку наблюдать. Кладите его полулежа в коляске, пусть смотрит на мир.Хорошенько запомнил этот совет, поэтому Настенька лежала в коляске только тогда, когда спала. А так всегда глазела на окружающих и очень сердилась, если мы поднимали капюшон коляски или пытались ее спрятать от ветра в корзине.

 

    • Приучайте малыша к физическим упражнениям. Обязательно! И чем раньше, тем лучше.Зарядку не делаем, не отжимаемся и не приседаем. Но я не переживаю – ребенок настолько активный, что никаких упражнений не нужно: бегает, танцует, прыгает постоянно.

 

    • Тренируйте детке обе руки. Пока малыш маленький, у него одинаково хорошо получается делать что-то и правой, и левой рукой. Не ругайте ребенка, если он ест или рисует левой ручкой – просто следите за тем, чтобы он занимался и той, и другой кистью. Зачем? Для полноценного развития мышц обеих рук.Специально не тренировал, дочка и так обеими руками все делала. Даже переживали, как бы левшой не стала. Но специально быть правшой не учили – само пришло.

 

  • Помните, что ранее развитие – это не подготовка к детскому саду. Не стремитесь научить в два года ребенка читать и писать любой ценой, позвольте малышу развиваться правильно и естественно.Не напрягаю дочу ни с чем. Не нравится ей занятие – откладываем, возвращаюсь к этому через день, а то и три. Нет системы обучения – просто читаем, учим буквы, смотри карточки Домана.

P.S. Пишу «я делаю, я читаю» и т.д., но это не значит, что дочкой занимаюсь только я один: в воспитании и обучении ребенка принимают участие и мама Насти, и все наши родственники.



Понравилось? Поделитесь статьей с друзьями!

Комментарии: