Масару Ибука «После трех уже поздно». Вторая часть кратких тезисов

Десять дней назад я разместил первую часть основных идей книги «После трех уже поздно». Выполняю обещание и довожу дело до конца: предлагаю вам познакомиться со второй частью рекомендаций Масару Ибуки.
 
ибука

Как воспитать общительного и спокойного ребенка

 

  • Восхищайтесь успехами малыша. Хвалите его.

    Хвалю. Причем часто, и за каждое хорошее дело: принесла пульт :), нарисовала что-то, покушала и т.д.Мне добрые слова произнести не в тягость, а малышу приятно. Плюс пример вежливости подаю.

  • Брать на руки – это правильно.

    Да, друзья, на руки брать можно и нужно. Привыкнет и «сядет на шею»? Да ерунда все это. Ребенку крайне необходимо чувствовать тепло родителей, ему нужен тактильный контакт с самыми близкими людьми, так зачем лишать чадо радости? Я брал и беру дочь на руки, и никогда не запрещал и не запрещаю это делать родственникам.

  • Плач ребенка – это просьба о чем-то.

    Просто так малыш плакать не будет, не научился еще хитрить и выпрашивать. Да, есть и «ранние» хитрецы. Но все же притворный хнык от реального легко отличить. Поэтому я никогда не игнорировал плачущего малыша. И старался всеми силами решить проблему.

  • Брать в постель ребенка – правильно. Нужно сказку рассказать или стих прочитать.

    Тут аналогия с держанием на руках. С удовольствием заваливаемся на диван с дочей и читаем книжки, строим планы, смотрим телевизор. Чуть-чуть почитали-посмотрели-помечтали, и спать!

  • Ребенок не должен чувствовать себя одиноким.

    Очень серьезный пункт. Отдалится от вас чадо – никакими подарками обратно не вернете. А в старости одному будет очень плохо :(. Я никогда не оставлял Настю одну, всегда что-то вместе делали: играли, читали, лепили и пр. Да она и не позволяет оставлять ее одну :).

  • Помните, что новорожденный чувствует ссору родителей.

    С женой ссоримся очень-очень редко. А чтобы орали друг на друга, так вообще не помню таких моментов. При дочери не ругаемся, оба понимаем, что это ее травмирует.

  • Отец должен чаще общаться с ребенком.

    Общаюсь. Часто. И хочу еще чаще, но очень много времени забирает работа.

  • Дети должны общаться между собой. Малышу нужны сверстники.

    Это видно по доче – с удовольствием общается с детками на улице. Причем если есть выбор, идет к более старшим детям. Но она и сама в два года по развитию и комплекции выглядит на все три, а то и больше. Так что я за контакт с детьми: хотел в детский сад отдать в сентябре (вызов был), но семейный совет решил «годик погодить».

  • Злоба и зависть – проявление бессилия. Нужно устранить причину расстройства, а не ругать.

    У каждого из родителей возникают эти чувства: вы устали, а малыш разбил ценность, испортил дорогие продукты или пролил бытовую химию, очень часто и подолгу орет и пр. Но нужно понимать, что у ребенка есть на это причины. Да, бывают самодуры :), но кто в этом виноват? Так что я стараюсь сдерживаться – ни разу еще не ударил со злости дочку и не накричал на нее. Голос повышал, но сам себя потом за это корил.
    Будьте сдержанными, потому что вы детей ругаете за их крики, а сами делаете то же самое. У малыша взрыв мозга: почему мне нельзя, а папе/маме можно? Почему родители учат не кричать и не ругаться, а сами нарушают правила?

  • Нельзя высмеивать ребенка перед другими людьми, тем более перед детьми.

    Никогда не унижаю дочь перед другими малышами. Да и вообще не унижаю. Всегда думаю: а мне приятно было бы? Нет, конечно. Я бы обиделся на родителей и педагогический эффект оказался бы со знаком минус. Так что ругайте ребенка только тет-а-тет или при близких родственниках, не оскорбляйте его акцентированием внимания на физических недостатках малыша и будьте всегда очень-очень корректны.

  • Лучше хвалить, чем ругать.

    Уже поговорили об этом. И снова предлагаю вспомнить себя: много ли пользы приносит ругать? Да вы про себя скажете: «Ну-ну, ори давай, надрывайся, мне все равно, что ты тут изрыгаешь…» — и вряд ли вынесете урок из потока брани родителей, начальника, коллег.

  • Хвалите за хорошие поступки и объясняйте при плохих.

    Всегда хвалю дочу, уже говорил про это. А вот когда она натворит (или собирается натворить) что-то ужасное, начинаю объяснять, почему нельзя так делать. Помните: просто говорить «так нельзя» — плохо, нужно «рисовать» яркие картины неприятностей, вызванных (или которые могут быть вызваны) действиями вашего солнышка.

  • Ребенок – великий имитатор. Первый год: несознательное подражание. Второй и третий года: сознательно подражание, копирование взрослых. Обращайте внимание на свое поведение при малышах, потому что они могут «научиться» бояться и отрицать. Показывайте только хорошие привычки!

    Стараюсь быть достойным примером для ребенка. Поэтому расстался с некоторыми «плохими» привычками, которые дочь могла бы скопировать. Никогда не матерюсь при малыше. С радостью встречаю и провожаю жену. Говорю спасибо за еду, за подарки и т.д. И стараюсь больше улыбаться.

 

Как приучить малыша к дисциплине?

 

  • Шлепать ребенка старше года нельзя. К дисциплине следует приучать сразу: неправильно до года разрешать все, а потом вводить запреты.

    За серьезные шалости делаю внушение. Не ругаю, не кричу, а говорю «Ай-яй-яй, Настя, так нельзя! Потому что….». Ни в коем случае не шлепаю малышку по попе. Хотя порой очень хочется ей «надрать задницу» :). И стараюсь приучать к дисциплине – есть вещи, которые не позволяю ей делать, хотя она упорно пытается настоять на своем.

  • Если ребенок стремится помочь, дайте ему такую возможность. Если хочет нести хрупкое – дайте то, что не разобьется.

    Не только поощряю желание, но и прошу помочь. Если отказывается – не настаиваю, но помощь всегда принимаю с благодарностью.

  • Поощряйте интерес – если что-то делает, не отбирайте у него это.

    Поощряю. Не отбираю отвертки, молотки, вилки, ножницы и пр. Если может что-то испортить, просто смотрю за ее действиями более внимательно и через некоторое время стараюсь отвлечь чем-то менее опасным или разрушительным.

  • Должен быть распорядок дня. Который нужно привязать к каким-то ситуациям или телепередачам. Не к часам, которые ребенок не понимает, а к моментам жизни в течение дня.

    Работаем над этим. Например, я прихожу с работы раньше, чем жена. Дочь просит включить мультики. Объясняю, что да, включу, но сначала почитаем, полепим и порисуем. А потом, когда приедет мама, включим телевизор. Поэтому вечерние мультики «привязываем» к маминому приезду.

  • У ребенка свое представление о порядке. Дети чувствительны к изменениям, не переставляйте вещи.

    Здесь все в порядке, частая перестановка мебели, коробок с игрушками, книг и пр. – это не про нас :).

 

Еще несколько правил воспитания малыша до трех лет

 

  • Ребенок может одеваться во что угодно и играть во что угодно, половых различий нет. Но только до трех лет.

    Мальчишеской одежды нет, мои вещи дочь не трогает. Так что совет запомнил, но применять негде и незачем. А в садик малышка пойдет как раз ближе к трем.

  • Говорите правду на половые темы.

    Пока вопросов не возникает, хотя доча уже знает, что есть мальчики и девочки – различает их по прическе и одежде. А вот как потом будет вопрос на половые темы решаться, пока не знаю. Если у кого-то есть опыт или книжку действительно толковую кто читал – делитесь.

  • Думайте о перспективах на будущее. То, что востребовано сегодня, может быть неактуальным завтра.

    Думаем. Уже выбрали «вечновостребованную» профессию ребенку :). И потихоньку подталкиваем ее к проявлению интереса именно в этом направлении.

  • Лучшее воспитание – материнская любовь.

    Это есть. Мама очень любит дочу. И до сих пор кормит сисей, так что связь не нарушена :).

  • Воспитание родителей!

    Пытаемся быть хорошими родителями, стараемся изменить себя в лучшую сторону, чтобы стать достойным примером для малыша. И порой пляшем под дудку маленького тирана 🙂

  • Учитесь у своих детей.

    Учимся. К словам прислушиваемся – иногда скажет что-нибудь, потом думаешь: а зачем я так сделал? А вот надо бы изменить в себе это. И т.д. На поступки смотрим, тоже на многое глаза открывает это дело.

  • Дети –не ваша собственность. У ребенка есть право выбора, он хозяин своего будущего.

    Не давим на малыша. Но за рамки выходить не позволяем. А в остальном дочке привольно живется. Профессию ж выбрали! Да, выбрали. Если получится – она согласится с нами. Нет – настаивать не будем. И мы уже твердо решили, что никаких принудительных занятий музыкой, танцами и вязанием…

  • Неуверенность матери – вред ребенку. Не стоит гнаться за модными течениями, штампами, методами.

    Тут все в порядке. Жена ни за чем не гонится, адекватная мама и домохозяйка. Зато папа гонится 🙂 – пытается воспитывать дите по Доману и Ибуке. Но все, что было сделано, пошло на пользу (я в этом уверен).

  • Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку.

    Мама у дочи скромница и умница, так здесь все нормально.

  • Приказывая что-то делать, действуйте примером.

    Если прошу что-то сделать, всегда:
    — предлагаю альтернативу (выключим телевизор – пойдем почитаем книжку);
    — сам делаю то, что прошу (закроем планшет, пойдем яблочко поедим);
    — помогаю малышу (давай собирать игрушки).

 

Игрушки и ребенок

 

  • Много игрушек – плохо, они рассеивают внимание. Дайте одну игрушку, пусть развивает мышление и воображение.

    Игрушек у нас много. Но они либо развивающие, либо уже были куплены (приняты в дар) до рождения малышки (плюшевые мишки-зайки-ежики). Просил родственников не покупать «бестолковые» игрушки, поэтому все подарки заранее согласовываются :).

  • Коробку для игрушек нужно купить. И нужно регулярно считать игрушки.

    Считаем и пересчитываем. Ящик сначала хотели купить, но после переезда остались хорошие картонные коробки, используем их для хранения игрушек.

  • Предлагайте ребенку и жесткие предметы, и мягкие, и острые, и тупые, и легкие, и тяжелые. Это понимание окружающего мира.

    Делаем. Дочка и с ножами-вилками умеет обращаться, и ножницами стрижет, и гирю мою 24-килограммовую «тягает». В первые полтора года у нее был коврик со всякими штучками для знакомства с твердыми, шуршащими и звенящими предметами, теперь же она может брать практически все, до чего дотянется.

  • Готовые игрушки нравятся меньше.

    Наверное. Но пока ребенок мал, своими руками немного он может сделать. Вот сумочку мы «сшили» с дочей – ходит, радуется :). И это только начало, в планах постоянно покупать творческие наборы и вместе делать что-то интересное. Жена, кстати, уже «отложила» на АлиЭкспресс похожую поделку.

  • Книжки – не только для чтения. Пусть строит из них домики, пусть просто играет как игрушкой. Это развитие творческого потенциала.

    Разрешаю ребенку использовать книжки как ему угодно. К счастью, почти не рвет книги и не использует их в качестве строительного материала. Зато я время от времени изображаю с помощью больших книг крышу над головой – и малышка охотно «обезьянничает».

  • Лепка, вырезание, склеивание – это здорово!

    Действительно здорово. Лепим, вырезаем, клеим, шьем. И всем советуем.

  • Играйте по ролям. Пусть не пьесу, но что-то такое домашнее должно быть.

    Играем. Спектакли не ставим, но я могу быть лошадкой, больным, мамой, пожарным Сэмом. Хотя чаще всего приходится быть папой Свином :).

  • Не подавляйте волю ребенка. Хочет играть – пусть играет, а не только учится.

    Не заставляю учиться. Вижу, что потеряла интерес к чему-то – тут же откладываю занятия и переключаюсь на другое. Например, карточки Домана используем не только для занятий, но для изображения фонтанов, салютов, для формирования стопочек бумаг и пр.

  • Пусть ребенок будет лучше родителей!

    Согласен. И очень этого хочу: буду очень счастлив, если Настенька возьмет все самое лучшее от папы, мамы и их родителей. А она возьмет :).

    На этом все, буду благодарен за комментарии, советы, подсказки, списки и обзоры действительно классных книг по воспитанию детей.



Понравилось? Поделитесь статьей с друзьями!

Комментарии: