Старец Паисий: первый афонский период

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски ни привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.
 
эсфигмен монастырь
 
Из этой статьи вы узнаете:

 
Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.
 

Путь в Эсфигмен

 
В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем – в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился в без печки, а на улице – без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских поражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.
 

Начало монашеского пути Арсения-Аверкия-Паисия

 
27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.
В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как хорошем в плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.
 

Поступление в монастырь Филофей

 
В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадакийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила ставить уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.
 

Рождение монаха Паисия

 
3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.
На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Случилось, он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу – пропасть, и если они спрыгнут – разобьются.

Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны – обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.
 

 
Источник: azbyka.ru
 

Понравилось? Поделитесь статьей с друзьями!

Комментарии: